ГКНПЦ им. Хруничева (ГКНПЦ) - экс-ЗиХ, Автозавод "Руссо-Балт"

Расположение: · Город: Москва · Округ: ЗАО · Метро: Багратионовская · Месторасположение (карта): Новозаводская ул., д. 18 1916-1960 гг. Начало. Развитие авиационной техники В апреле 1916 года Правление Русско-Балтийского акционерного общества приобрело большой земельный участок на окраине Москвы, где началось строительство крупного завода, получившего в 1917 году название «Второй автомобильный завод «Руссо-Балт». Через пять лет, в 1922 году, завод выпустил первые пять автомобилей «Руссо-Балт». В 1923 году было принято решение о передаче завода в концессию на 30 лет немецкой самолетостроительной фирме «Юнкерс» для создания цельнометаллических самолетов и моторов к ним, после чего до 1925 года на заводе были изготовлены первые 50 самолетов Ю-20 и 100 самолетов Ю-21. С середины 20-х годов на заводе начинается производство российской авиационной техники. В 1927 году создается первый цельнометаллический самолет Р-3 (АНТ-3) авиаконструктора А.Н. Туполева. Самолет обладал хорошими летно-техническими характеристиками, выпускался в вариантах разведчика, штурмовика и почтового самолета. ТБ-1 (АНТ-4) – цельнометаллический тяжелый двухмоторный бомбардировщик стал прообразом многомоторных бомбардировщиков свободнонесущей моноплановой схемы и находился на вооружении до 1936 года. В сентябре 1929 года на самолете ТБ-1 (АНТ-4) был совершен фантастический перелет по маршруту Москва – Нью-Йорк. 20 тысяч километров были преодолены за 137 часов, что являлось мировым рекордом для того времени. ТБ-3 (АНТ-6) – первый в мире тяжелый цельнометаллический четырехмоторный бомбардировщик – свободнонесущий моноплан, в различных модификациях серийно производился на заводе до 1935 г . На этом самолете в 1935 году был совершен перелет Москва – Париж – Москва. Одновременно с выпуском самолетов ТБ-3 завод изготовил 45 самолетов Р-6 (АНТ-7), которые использовались как многоцелевые самолеты-разведчики, истребители дальнего сопровождения и торпедоносцы. В 1936–1938 гг. на заводе началось производство первого отечественного скоростного бомбардировщика СБ, скорость которого достигала 480 км/ч , что значительно превышало характеристики иностранных серийных истребителей. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструкции В.М.Петлякова начал серийно выпускаться в 1940 году. По скорости Пе-2 почти не уступал истребителям и превосходил немецкие бомбардировщики Хе-111 и Ю-88. Во время Второй мировой войны завод переориентируется на выпуск бомбардировщиков дальнего радиуса действия, таких, как Ил-4 и Ту-2, способных нести значительную бомбовую нагрузку. Ту-2 превосходил по своим характеристикам все существовавшие в то время фронтовые бомбардировщики. После войны, в 1947–1949 гг., параллельно с выпуском бомбардировщика Ту-2 завод приступил к производству экспериментального реактивного бомбардировщика Ту-12. Летные характеристики машины были несколько лучше, чем у самолета Ту-2, однако уже не удовлетворяли современным требованиям. Поэтому в 1948 году прошел испытания реактивный бомбардировщик Ту-14, который отличался от Ту-12 наличием третьего двигателя в хвостовой части фюзеляжа, но в серийное производство запущен не был. В середине 1949 года завод приступил к серийному производству тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Ту-4. Освоение его производства позволило быстрыми темпами выйти на мировой уровень развития автоматики и бортовых электронных систем, а также начать производство самолетов с существенно большей взлетной массой. Ту-4 обладал мощным вооружением с дистанционным управлением огнем, был оснащен современным радиолокационным оборудованием и поэтому в течение долгого времени оставался основным самолетом дальней авиации. В 1951 году было образовано конструкторское бюро под руководством В.М. Мясищева. В период с 1951 года по 1960 год в нем создано несколько тяжелых стратегических бомбардировщиков – М-4 и 3М, более известного в мире как «Бизон». При их создании были решены проблемы обеспечения динамических характеристик самолета с гибким стреловидным крылом, высокого аэродинамического качества, взлета-посадки самолета массой порядка 200 тонн и др. Многие конструктивные решения значительно опережали мировой уровень. В апреле 1951 г . началось проектирование самолета М-4, а уже 20 января 1953 года был совершен первый полет. Стратегический реактивный бомбардировщик М-4 по своим характеристикам значительно превосходил самолеты, имевшиеся тогда на вооружении: по высоте и дальности полета в 1,5–2 раза, по взлетной массе в 3–4 раза. В начале 1955 года совершил первый полет и вскоре был запущен в серийное производство новый самолет 3М, на котором впервые была осуществлена дозаправка топливом в полете. В середине 50-х годов началась разработка сверхзвукового стратегического бомбардировщика дальнего действия М-50. Самолет был выполнен по классической схеме с треугольным крылом и стреловидным хвостовым оперением. Отличительной особенностью М-50 явилась возможность поддержания крейсерского режима на сверхзвуковой скорости, тогда как в зарубежных самолетах предусматривалась возможность полета на сверхзвуковых режимах только в течение короткого времени. Такие возможности были достигнуты за счет применения системы перекачки топлива для изменения центровки в полете и полностью поворотного горизонтального оперения. М-50 имел оригинальную энергоустановку с турбогенераторами. Передняя стойка шасси при достижении определенной скорости автоматически выводила самолет на взлетный угол. Такой способ взлета был впервые применен в мировой практике. Разновидностью М-50 был самолет М-52 – ракетоносец с внешней подвеской под фюзеляжем самолета-снаряда дальнего радиуса действия. Самолеты М-50 (М-52) в серийное производство запущены не были в связи с переориентацией оборонной стратегии России на ракетное вооружение. В 1960–1961 гг. на заводе серийно изготавливался вертолет МИ-6 авиаконструктора М.Л. Миля. 1960-1993 гг. Развитие ракетной техники В конце 1959 года завод переориентируется на ракетную тематику, в связи с чем, работа над новыми крупными авиационными и авиационно-космическими проектами была прекращена. Среди прекращенных разработок - самолет-снаряд «Буран» со сверхзвуковой скоростью полета. «Буран» был оснащен прямоточным двигателем, а старт его осуществлялся с помощью четырех стартовых ускорителей. Первой практической задачей в области ракетной техники явилась отработка системы управления универсальной боевой ракеты УР-200, разрабатывавшейся на базе ракеты Р-14 конструкции М.К. Янгеля. Проектирование ракеты УР-200 началось в 1960 г . В ходе работ был найден ряд новых конструктивных решений: управление ракетой с помощью отклонения основных маршевых двигателей, выбор долгохранимых компонентов топлива, вафельный тип конструкции баков и др. Было изготовлено несколько стендовых изделий для наземной отработки УР-200 и для проведения летных испытаний. УР-200 не предусматривала длительного нахождения в заправленном состоянии, что существенно увеличивало время ее подготовки к старту. Поэтому, несмотря на успешные наземные и летные испытания, производство УР-200 было прекращено. С 1962 года началось создание семейства межконтинентальных баллистических ракет второго поколения типа УР-100, предназначенных для размещения в шахтных пусковых установках. На УР-100 задача длительного хранения заправленных ракет была решена путем абсолютной изоляции компонентов топлива от внешней среды вплоть до момента пуска. Ракета помещалась на заводе в транспортно-пусковой контейнер и находилась в нем до запуска двигательной установки. В составе этой группы баллистических ракет было разработано и построено несколько подтипов, отличающихся стартовой массой, методами обеспечения сохранности ракеты при внешнем воздействии, типами систем управления. Последующие модификации УР-100 имели систему управления с бортовым компьютером (в отличие от первых, оснащенных аналоговой вычислительной системой), что позволило решить задачу обеспечения высокой точности стрельбы и возможности поражения нескольких одиночных целей одним пуском ракеты. С 1962 года было начато проектирование мощной ракеты-носителя (РН) для космических целей. Чтобы ускорить начало полетов, первоначально ракета запускалась в двухступенчатом варианте. 16 июля 1965 года с ее помощью был выведен на низкую околоземную орбиту научный спутник «Протон», название которого впоследствии закрепилось и за ракетой-носителем. С 1967 года начались запуски ракеты в ее современном виде – в 3- и 4-ступенчатом вариантах. Этими пусками было положено начало использования ракеты-носителя «Протон» в программе исследования околоземного космического пространства, Луны, Марса и Венеры. С помощью ракеты-носителя «Протон» в космос выведены спутники «Космос», «Экран», «Радуга», Горизонт», спутники для исследования Луны, Марса, Венеры, кометы Галлея, орбитальные станции серии «Салют», «Алмаз», «Мир» и т.д. Относительная простота устройства, высокая стабильность производства и большой опыт летной эксплуатации сделали ракету «Протон» одним из самых надежных носителей в мире. Наши дни... ГКНПЦ имени М.В.Хруничева был образован Распоряжением № 421-рп Президента РФ от 7 июня 1993 г. на базе крупнейших предприятий ракетно-космической промышленности России – завода им. М.В.Хруничева и КБ «Салют». Целью создания было сохранение, укрепление и развитие научно-технического потенциала, повышение эффективности работы промышленности в новых экономических условиях и выход на мировой космический рынок. В соответствие со стратегией развития ракетно-космической промышленности, а также согласно Федеральной целевой программе “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.), утвержденной Постановлением Правительства РФ 11 октября 2001 года № 713 на базе ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева было решено создать крупную интегрированную структуру в области разработки и создания ракет-носителей тяжелого класса. Важнейшая задача интеграции – сохранение существующего производственного и научно-технического потенциала предприятия, обеспечение выполнения государственных заказов, предусмотренных Федеральной космической программой. 3 февраля 2007 года Президент Российской Федерации В.В.Путин подписал указ «О федеральном государственном унитарном предприятии «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева». Государственному космическому научно-производственному центру имени М.В.Хруничева потребовалось всего десять месяцев, чтобы под руководством Федерального космического агентства и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом выполнить Указ Президента Российской Федерации о «О федеральном государственном унитарном предприятии «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева», предусматривающий его реорганизацию в форме присоединения к нему четырех федеральных государственных унитарных предприятий в качестве филиалов. 29 декабря 2007 года вышли в свет приказы Генерального директора о создании в составе ГКНПЦ им. М.В.Хруничева следующих филиалов – Производственное объединение «Полет», Московское предприятие по комплектованию оборудованием «Длина», Воронежский механический завод, а приказом от 16 января 2008 года – Конструкторское бюро химического машиностроения имени А.М.Исаева. Все процедуры были произведены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3.02.2007г. № 127 «О федеральном государственном унитарном предприятии «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева» и распоряжением Правительства РФ от 19.02.2007г. № 185-р, а также зарегистрированным в установленном порядке Уставом федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева». В июне 2008 года ГКНПЦ имени М.В. Хруничева стал владельцем контрольного пакета акций ОАО «Протон-ПМ» ( Пермь), которое специализируется на производстве жидкостных ракетных двигателей РД-275, используемых в качестве энергетической установки первой ступени ракеты- носителя тяжелого класса "Протон-М». 3 августа 2009 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Указ о передаче акций Конструкторского бюро химавтоматики в ведение Космического научно-производственного центра имени М.В.Хруничева. Открытое акционерное общество «Конструкторское бюро химавтоматики» (ОАО КБХА) - один из мировых лидеров в создании жидкостных ракетных двигателей, участник всех отечественных пилотируемых программ освоения космоса. КБХА сегодня - это современное научно-производственное объединение, которое способно обеспечить полный цикл создания жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) для ракет оборонного, научного и народнохозяйственного назначения. Наряду с другими проектами по созданию новейших двигателей, КБХА разрабатывает жидкостной ракетный двигатель РД-0124А, который будет использоваться составе второй и третьей ступеней новейшей российской ракеты-носителя «Ангара» для выведения на орбиту КА тяжелого класса с космодромов России (головной разработчик РН «Ангара» -ГКНПЦ им. М.В. Хруничева). Сегодня в Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева входят: ракетно-космический завод, конструкторское бюро «Салют», завод по эксплуатации ракетно-космической техники, завод медицинской техники и 9 филиалов, расположенных на территории 6 субъектов Российской Федерации – Москва, Московская область, Владимирская область, Омская область, Воронежская область, Архангельская область, а также в Республике Украина (пансионат «Планета»).
Комментарии