Второй государственный подшипниковый завод (ГПЗ-2)

Расположение: · Город: Москва · Округ: ЮАО · Метро: Шаболовская · Месторасположение (карта): Шаболовская ул., д. 31 Как отмечается в книге М. Грозовского по истории предприятия, носящей название «Первенец отрасли», к концу XIX века это был небольшой механический завод шведского торгового дома «Шварцкопф, Дзирне и Кольпак», располагавшийся в Москве на ул. Шаболовка и имевший двухэтажное кирпичное здание с деревянными пристройками (кстати, торговый дом был создан в том же 1898 г.). В тяжелых условиях на заводе трудилось менее сотни человек, изготовляя мельничные валы, торфяные прессы, подъемное оборудование и т.д. Через 10 лет после основания торгового дома предприятие начало расширяться: московский градоначальник Н.И. Гучков разрешил увеличить штат рабочих до 200 человек; начали возводиться новые складские помещения и двухэтажное здание конторы; собственный генератор дал электрическое освещение. Позже был построен трехэтажный корпус для выполнения сложных работ, а численность рабочих выросла до 300 человек (по тем временам это было уже крупное предприятие). В шести томной «Истории Москвы», изданной в связи с 800-летием столицы, сообщается, что среди участников московских забастовок в 1912 г. после расстрела рабочей демонстрации на Ленских приисках был и механический завод торгового дома уже с другим названием - «Шварцкопф и Шлоев». Справочник «Вся Москва» за 1914 г., уже не упоминающий другую фамилию в наименовании торгового дома, указывает, что основной продукцией завода были подъемные машины, краны, трансмиссии с запатентованной кольцевой смазкой; производилось изготовление с монтажом на местах металлических стропил, ферм, куполов, лестниц, рам и прочих конструкций. Членами правления были: Шварцкопф Генрих Арнольдович, Дзирне Нафанаил Христофорович, Бош Павел Андреевич... Накануне 1914 г. Шварцкопф изъял капитал предприятия и выехал за границу. Для ликвидации угрозы банкротства завод перешел под опеку кредиторов, принявших меры для спасения предприятия. Последовало обращение к известнейшему дизелестроителю и нефтепромышленнику, племяннику создателя Международной премии, русскому подданному Эмануэлю Людвиговичу Нобелю (22.06.1859-31.05.1932). В книге Бриты Осбринк «Империя Нобелей» приведено его следующее высказывание в отношении своей работоспособности: «Что мне с высоких дивидендов?! Оно, конечно, пускай будут, только самое главное все же победа труда, предприимчивости, инициативы. Эта победа дороже денег». Отличавшийся, как это следует из книги «Шведы на берегах Невы», административными и финансовыми способностями Нобель, увидев в предоставленной характеристике предприятия упоминание о подшипниках скольжения, проявил инициативу в российском производстве более прогрессивной конструкции - подшипников качения Он связался с представителями фирмы «Свенска Куллагерфабрикен» (СКФ. произношение по-шведски - «Эс-Ко-Эф»), что означает «Шведские шарикоподшипниковые заводы». Эта фирма возникла благодаря изобретению инженером Свеном Вингквистом в 1907 г. самоустанавливающегося шарикоподшипника. Вместе со шведским подданным Андерсом Чёрбергом Э. Нобель разработал проект Устава соответствующего акционерного общества. Новая инициатива Нобеля нашла поддержку императора Николая II. Размашистая царская подпись закрепила 9 февраля 1916 г. (по старому стилю) наложенную «собственною Его Императорского Величества рукою», как об этом свидетельствует запись тогдашнего премьер-министра Б. Штюрмера (по которому едко прошелся писатель В. Пикуль в своей «Нечистой силе»), резолюцию «Согласен» на представлении об образовании Русского акционерного общества «Шарикоподшипник СКФ» с правлением в Петрограде. Фирма СКФ должна была, став одним из акционеров, организовать производство российских подшипников качения с проектной мощностью 150 тыс. шт. в год. Для этого по решению общего собрания акционеров от 28 июля 1916 г. (по новому стилю - 10 августа) у вышеупомянутого торгового дома был сразу же приобретен завод, ставший впоследствии подшипниковым. Это название относится только к подшипникам качения и история первенца подшипниковой отрасли страны начинается с ПОСТАНОВЛЕНИЯ собрания (аналог - ВАЗ: его история тоже начинается с ПОСТАНОВЛЕНИЯ Совета Министров СССР от 20.07.1966 г.). «Большая Советская Энциклопедия» сообщает об осуществлении на заводе после его входа в состав акционерного общества, в том же году, сборки шарикоподшипников в небольшом объеме, но первая мировая война внесла в производственные планы свои коррективы. Завод перешел, в основном, на изготовление чугунных корпусов бомбометов. Субсидии на реализацию военных заказов и прибыли от их выполнения были столь велики, что «Шарикоподшипник СКФ» уже к концу 1916 г. построил новый четырехэтажный корпус с большими буквами своего наименования на торце здания; на ул. Мясницкой возник склад изделий. Но развить производство шарикоподшипников в новостройке не удалось: надвигавшаяся разруха проявлялась в сбоях железнодорожных перевозок, нехватке сырья, топлива и рабочих кадров, а две революции также не способствовали дальнейшему расширению производства... В конце 1917 г. завод на Шаболовке был национализирован. Подчиняясь обстоятельствам, предприятие в течение ряда лет выпускало несвойственную ему продукцию по заказам железнодорожников, для нужд села и т. д. Следует отметить, что большой интерес посетителей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1923 г. вызвала изготовленная заводскими умельцами экспериментальная ветросиловая станция. С переходом страны в 1921 г. на новую экономическую политику предприятие было сдано к середине 1923 г. фирме СКФ в концессию, т. е. во временную эксплуатацию с целью создания базы для последующего самостоятельного выпуска подшипников. При этом осуществлялась государственно-капиталистическая форма собственности, т. е. контроль Высшего Совета Народного Хозяйства над работой, фирмы. За 8-летний период концессии годовой выпуск подшипников достиг 294,3 тыс. шт. (в 1924 г. - 8272 шт.), но ежегодная потребность в них составляла к началу 1930-х гг. примерно 4,5 млн. единиц. Поэтому единственный к тому времени производитель подшипников в стране исчерпал свои возможности, было принято решение о строительстве ГПЗ-1 (в настоящее время - «Московский подшипник») мощностью 24 млн. подшипников в год, а концессия 11 мая 1931 г. прекратила свое существование, не успев выпустить в том же году миллионный подшипник. На месте концессионного предприятия был создан Второй государственный завод «Шарикоподшипник», переименованный вскоре во 2-й государственный завод «Шарико-ролико-подшипник», а затем в Государственный подшипниковый завод №2 - ГПЗ-2, сохранивший в последнее время при возврате к акционерной форме собственности свое сокращение и известный в десятках стран мира товарный знак со вписанным в него годом образования предприятия. Уже в 1932 г. на заводе, благодаря заделу для реконструкции и расширения, было выпущено 919500 подшипников – не намного меньше, чем за весь 8-летний период концессии, а в 1933 г. - вообще 1936500! На подшипниках ГПЗ-2 были смонтированы звезды московского Кремля, поворотная сцена МХАТа, ими комплектовались эскалаторы первой очереди Московского метрополитена, первые прокатные станы, буровые машины, самолеты, автомобили, тракторы, сельскохозяйственные машины и т. д. Так складывалась отличительная особенность производства ГПЗ-2 как завода многономенклатурного, в значительной мере мелкосерийного. Завод стал школой подготовки кадров, производственного и технического опыта будущей подшипниковой отрасли в стране 1245 квалифицированных наладчиков и других специалистов были подготовлены для ГПЗ-1 накануне его пуска в 1932 г., всемерная помощь оказывалась в дальнейшем и ряду других предприятий. На самом же ГПЗ-2 в 1936 г., например, трудились около 2 тыс. рабочих. В годы индустриализации завод начал резко наращивать выпуск продукции, доведя ее в 1940 г. до 3 млн 697 тыс. шт. и значительно расширив номенклатуру, а особую трудовую доблесть и мужество коллектив проявил в тяжелые военные годы. За успешное выполнение заданий по производству подшипников и другой продукции для фронта (прежде всего, гильз реактивных снарядов гвардейских минометов - «Катюш»), несмотря на потерю нескольких месяцев при эвакуации в г. Томск и возврате в Москву, завод 23 января 1943 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В послевоенные годы ГПЗ-2 успешно развивался наряду с другими подшипниковыми заводами, специализируясь на выпуске шариковых подшипников: радиальных однорядных, радиальных однорядных специальных (со сферической поверхностью контакта двух наружных колец между собой), радиальных сферических двухрядных, радиально-упорных однорядных, радиально-упорных двухрядных, упорных одинарных, упорных одинарных сферических, упорных двойных, упорных двойных сферических, упорно-радиальных. 100-миллионный из них был собран в 1955 г., а 250-миллионный - в 1965-м. ГПЗ-2 был пионером во внедрении термической обработки в защитной атмосфере и технологии малодеформационной закалки, впервые в отечественной практике внедрил вакуумную закалку при термической обработке колец из стали 95X18Ш и прецизионного штампового инструмента из стали марки Х12М На заводе прошла апробация, с последующим внедрением в отрасли, стали новых методов и способов выплавки. ГПЗ-2 впервые в отечественном машиностроении внедрил прецизионную штамповку колеи упорных подшипников на прессах тройного действия и обучил новому методу многих специалистов различных отраслей народного хозяйства. Внедрение этого метода способствовало освоению на предприятиях металлургической промышленности полосовой подшипниковой стали, которая ранее не производилась. ГПЗ-2 дал путевку в жизнь контрольным системам «Авико», отечественным и зарубежным шлифовальным станкам на жестких опорах. У завода имеется большой опыт в производстве упорных подшипников, впервые в СССР ГПЗ-2 освоил выпуск сверхточных упорных подшипников для станкостроения и полностью обеспечил потребности промышленности в этой группе подшипников. Накопленный технический и интеллектуальный потенциал позволяет заводу обеспечивать качественными подшипниками важнейшие отрасли машиностроения, в том числе ракетные и авиационно-космические предприятия. В поставке специальных подшипников для космических комплексов «Луноход» и «Буран» принимал участие также ГПЗ-2. К 1980-м гг. завод вышел на уровень производства 20 млн подшипников в год, выпустив в 1981 г. 500-миллионный подшипник, но в 90-е годы общее падение производства в стране негативно отразилось на объеме выпуска подшипников. Однако и в трудные годы экономических реформ завод выстоял, сберег основной костяк специалистов, сохранил производственные мощности, осваивал новые типы подшипников. Ныне ГПЗ-2 - Открытое акционерное общество (ОАО ГПЗ-2), в котором накануне 2000 г. был собран 750-миллионный подшипник. Это - современное предприятие, выпускающее шарикоподшипники различных типов и всех необходимых классов точности, массой от 4 до 6770 г и наружным диаметром от 12 до 215 мм, как в стандартном, так и специальном исполнении. Продукция выпускается из хромистых, нержавеющих и жаропрочных сталей, используются сплавы из цветных металлов, пластмассы и специальные покрытия Коллектив завода сумел перестроить работу в условиях рыночной экономики. Осуществлено изменение структуры выпускаемой продукции, вырос объем выпуска подшипников повышенного спроса, главным образом, для автомобильной техники и изготовляемых по специальным ТУ. Проведены изменения системы сбыта Наряду с сохранением длительных прямых связей осуществлено развитие дилерской сети, охватывающей множество регионов России. На новых, более выгодных для завода условиях, строятся отношения с зарубежными партнерами. Приоритетом же для завода являются отечественные потребители, их требования качества и надежности выпускаемых подшипников. Для решения комплекса задач осуществляется коренная реконструкция предприятия: перемещение цехов, внедрение новых технологий, решение проблем экологии, модернизация действующего производства с целью повышения качества продукции в соответствии со стандартами ИСО и увеличения объема выпуска подшипников для потребителей в России, а также пользующихся спросом и у зарубежных покупателей. Особое внимание в комплексном техническом перевооружении производства уделяется заготовительному производству, в течение многих лет сдерживавшему увеличение выпуска продукции. Для решения этой проблемы создано шариковое производство (ранее находилось на ГПЗ-21 - бывшем филиале) развито токарное производство на филиале в Тверской области. ОАО «ГПЗ-2» вошло в XXI век динамически развивающимся предприятием. Оно не имеет долгов, регулярно платит налоги и заработную плату. Постоянно проводятся мероприятия экологического характера по модернизации очистных систем, снижению объема использования масел и выводу производств, загрязняющих окружающую среду, что позволяет соблюдать экологические нормы. Стратегическое же направление развития производства - осуществление только сборочных операций. Завод продолжает занимать лидирующее положение в России по объему производства сферических подшипников (48 %), упорных подшипников (42 %), подшипников специального назначения, т. е. из нержавеющих и жаропрочных сталей. Работа завода осуществляется не без трудностей, но десятилетия опыта коллектива помогают преодолевать возникающие проблемы путем более качественного и творческого труда. Марка ГПЗ-2 широко известна в России и за рубежом. Завод имеет свыше 1000 потребителей и поставщиков. Более 40 % объема продукции поставляется в регион Москвы и Московской области, в том числе и для организаций жизнеобеспечения столицы. Значителен объем экспортных поставок в десятки стран мира, включая высокоразвитые страны Европы, Азии и Америки. Дальнейшее развитие завода заложено в текущих и перспективных планах. Всё, чего достиг завод за 90 лет своего существования - это прежде всего заслуга его коллектива. За 90 лет появились новые подшипниковые заводы, изменились экономические отношения и структура промышленности, но при всех обстоятельствах ГПЗ-2 занимает особое место в истории российского подшипникового производства как завод-первопроходец, продукция которого востребована и в XXI веке.
Комментарии